Издавна Прокопьевск называют черной жемчужиной Кузбасса, это третий по величине и значению город Кузбасса.Возникновение деревни Монастырской связано с основанием мужского Христорождественского монастыря, существовавшего с 1648 по 1769 годы в трёх вёрстах севернее Кузнецка на левом берегу Томи. Работавшие на монастырь крестьяне селились неподалёку, на берегу реки Абы. Год возникновения деревни Монастырской — 1650-й. В 1701 году встречается письменное упоминание о ней в рукописной «Чертёжной книге Сибири» С. У. Ремезова, русского картографа, географа и историка Сибири.К 30-м годам ХVIII века монастырская братия в своей численности оскудела, монастырские владения захватили вновь поселившиеся в Кузнецком уезде крестьяне разных деревень, преимущественно из сёл Усятского и Арского. Они владели землёй «безданно и безпошлинно».
Село Монастырское, а затем Усяты, Зенково и Сафоново стали историческим центром рабочего посёлка, вокруг которого с развитием Прокопьевского рудника формировались небольшие шахтовые поселения — Берёзовая Роща, Ясная Поляна, Зиминка, Северный Маганак, Красная Горка, Красный Углекоп, Голубевка, Марс, Манеиха, Южный, Щербаковка...В 1914 г. лучшие геологические научные силы по приглашению акционерного общества Кузнецкие каменноугольные копи (Копикуз) направляются в Кузбасс для его глубокого планомерного изучения. Виднейшего специалиста по геологии угля Леонида Ивановича Лутугина (его именем назван один из самых мощных угольных пластов в Прокопьевске — «Лутугинский») просили возглавить экспедицию ученых-исследователей. Его ученик Василий Иванович Яворский с группой геологов начал работы в нашем южном районе (там, где проходила по Тыргану эта группа, сейчас стоят современные дома улицы имени В. И. Яворского). Яворскому принадлежит заслуга открытия и описания богатейших угольных пластов Прокопьевско-Киселевского месторождения; им же составлена первая подробная геологическая карта района. Первые же научные изыскания выделили Прокопьевск как место особо мощных и высококачественных угольных пластов. Однако, у администрации Копикуза не было средств заниматься этим районом и, дабы конкуренты-предприниматели не перехватили инициативу, сведения об этих запасах замалчивались, были даже запущены слухи о низком качестве угля, о его повышенной зольности, невозможности разработки.
Вслед за научными обследованиями угленосных территорий нужно было заложить шурфы и начать пробную добычу угля. Эту работу возглавил горный инженер А. И. Козлов. По его распоряжению в мае 1917 года разведочная партия из 30 старателей, ушедших от золотопромышленников, на лодках по Томи, а затем на подводах добралась до Прокопьевска. На левом берегу реки Абы у Поварнихинской сопки заложили штольню и два разреза. В копикузовской книге учета добычи угля 12 октября 1917 года произведена запись о первых 30 800 пудах (493 тонны) угля, полученных из Прокопьевска. Эту дату и принято считать днем рождения рудника.Что же из себя представлял этот новорожденный рудник? Между двух сел — Прокопьевское и Усяты (район сегодняшнего вокзала) — в сопках, что на левом берегу чистой быстрой речки Абы (притока Томи) начали работать небольшие штоленки. Документы свидетельствуют, что к началу XX века село Прокопьевское — это маленькая деревня. В 1904 году из «Памятной книги Томской губернии» можно узнать: Прокопьевск состоял из — 114 дворов, 628 жителей, церковь, мануфактурная лавка, церковно-приходская школа». Правда, к 1911 году уже насчитывалось 864 жителя, 157 дворов. Соседние села были солиднее: Усяты (1911 г.) — 1106 жителей, 193 хозяйства; Сафоново — 584 жителя, 87 хозяйств, своя часовня; Зенково — 538 жителей, 74 хозяйства, маслоделательный завод, часовня; Калачево — 711 жителей, 121 хозяйство, маслодельня, школа грамоты, часовня. В селе Томском, хотя и закрыли железоделательный завод, проживало 1185 человек, имелось 300 дворов, церковно-приходская школа, церковь. Прибывающие угольщики селились поближе к месту работы.Отгремела гражданская война. Промышленная разруха, как следствие революционных потрясений, коснулась всех отраслей хозяйства, всех территорий. Со всей очевидностью встал вопрос о немедленном восстановлении топливной индустрии. Без топлива не могли работать заводы, стоял железнодорожный транспорт, следовательно, не было возможности подвезти в центральные районы России хлеб для голодающего населения, сырье для «голодающей» промышленности. Прокопьевско-Киселевское месторождение приобретало в этих условиях особое значение — высококачественный уголь, большие его запасы и возможность добывать дешевым и быстрым способом позволяли начать работы немедленно. Но отсутствие выхода на Транссибирскую магистраль не давало возможности транспортировать наш уголь к поставщикам (имелся лишь почтовый тракт, по которому можно было ездить на лошадях). Встала задача: в кратчайшие сроки продолжить начатое еще в 1916 г. строительство железнодорожной ветки Кольчугино — Прокопьевск и завершить его. Но не было опытных рабочих, не было никакой техники, жилья, одежды, обуви, не хватало питания. Стройку объявили ударной. Мобилизовали местных крестьян подвозить своими лошадьми необходимые материалы и оборудование. Работы проводились в тяжелейших условиях; на подводах и ручных тачках привозили грунт, лопатами строили насыпь, на себе переносили и укладывали шпалы и рельсы. Непогода и болотистая местность нередко разрушали уже сделанное.
Строительство железнодорожной ветки отставало от роста угледобычи. На стройке острую нехватку рабочих рук сокращали привлечением местного населения — как добровольным, так и принудительными методами. Один из приказов по Сибирской трудовой бригаде требовал, чтобы каждый крестьянский двор выполнил установленную норму земляных работ на своих лошадях в свободное от сельских забот время. С июня 1921 г. Сибревком дал право местным исполкомам проводить мобилизацию населения на восстановление промышленности, что и делалось неоднократно.
Добыча угля требовала специальных профессиональных навыков и проблему рабочих кадров решать было сложнее. В апреле 1920 г. Совет Труда и Обороны принял специальное постановление о «...мобилизации горнотехнических сил», в первом пункте которого значилось: «1. Все лица в возрасте от 18 до 50 лет, работающие на горных промыслах в качестве забойщиков, крепильщиков, откатчиков, экскаваторных и дражных машинистов, кочегаров и стреловых, драгеров, горных слесарей и плотников независимо от сроков работы объявляются мобилизованными»... Специально оговаривалось, что никакие ходатайства о непривлечении к работе не рассматриваются, а лица, находящиеся на службе в армии, немедленно должны быть демобилизованы и направлены на работы по своим специальностям. Таким образом на шахты пришло 500 человек из рядов Красной Армии.
Добыча угля шла, в основном, открытым способом из штолен. В сопках по левому берегу реки Абы на поверхность выходили пласты угля — их-то и начали разрабатывать в первую очередь. Штольни появлялись одна за другой. Выбирали уголь кайлом да лопатой, грузили в ручные деревянные тачки, колеса которых обивали полосками металла, чтобы лучше катились. По штольне укладывали плахи и по ним нагруженные углем тачки выкатывали на поверхность, до эстакады. Под ней располагалась железнодорожная ветка и в вагон ссыпали уголь. Освещали выработку самодельным светильником: полоска металла заостренным концом втыкалась в деревянную стойку, на другом конце крепилась свеча или масляный фитиль (тряпочный жгут, пропитанный маслом).
Прокопьевский рудник в это время кроме добычи угля открытым способом все больше увеличивал число штолен. Проложенная железная дорога дала возможность свободно вывозить уголь потребителям. Вот только спроса на наше «черное золото» не было. В свое время чиновники Копикуза постарались закрепить мнение, что угли Прокопьевско-Киселевского района низкокачественные, с высокой зольностью, горят очень плохо. Так и говорили «уголь ни к черту». Руководство рудника использовало все возможные мыслимые и немыслимые способы, дабы доказать обратное. Специально приглашали комиссии уважаемых ученых. В 1921 году специальная комиссия Совета Труда и Обороны дала заключение о высокой ценности нашего месторождения, а один старый профессор прямо записал «Прокопьевск — это настоящая жемчужина Кузбасса».
Но записи на бумаге не прибавили потребителей. Удачней было решение проблемы с железнодорожниками. Как только смогли убедить провести испытания, то для паровозов отгрузили уголь и просто нашим топливом сами загружали топки, результат превзошел все ожидания. В 1923 году даже появилось распоряжение Сибревкома, обязывающее на Сибирской железной дороге использовать наш уголь. Работали на коксующихся углях Прокопьевска и металлурги Гурьевского завода и первая домна Нижне-Тагильского завода.В 1923 году в Прокопьевске насчитывалось более тысячи рабочих и служащих. В апреле было принято решением правительства объединить рудник и село с одним названием, и появилась новая административная единица — поселок Прокопьевский с численностью населения 3644 жителя.
Источники:
1. 70 лет: Прокопьевск / отв. ред. Т. Федорова. – Прокопьевск: Пласт-1, 2001. – 16 с.
2. Гафарова, Т. К 100-летию Прокопьевского рудника : Выстояли, чтобы уйти / Т. Гафарова // Шахтерская правда. – 2017. – 9 ноября (№ 127). – С. 13.
3. Гафарова, Т. Уголь дал жизнь Прокопьевску / Т. Гафарова // Шахтёрская правда. – 2017. - 9 марта (№ 26). – С. 5.
4. Жемчужина России / кол. авторов под рук. М. А. Смокотина. – Прокопьевск: Полиграф-Центр, 2006. – 384 с.
5. Засадная, Н. Время выбрало нас / Н. Засадная // Шахтерская правда. – 2011. – 13 января (№ 2). – С. 5.
6. Засадная, Н. Далекие тридцатые / Н. Засадная // Шахтерская правда. – 2011. – 17 февраля (№ 17). – С. 5.
7. Засадная, Н. Первопроходцы / Н. Засадная // Шахтерская правда. – 2011. – 3 февраля (№ 11). – С. 5.
8. Засадная, Н. Первые послевоенные / Н. Засадная // Шахтерская правда. – 2011. – 9 июня (№ 62). – С. 7.
9. Засадная, Н. Победа будет за нами / Н. Засадная // Шахтерская правда. – 2011. – 23 июня (№ 67). – С. 5.
10. Засадная, Н. Покоряя угольные недра / Н. Засадная // Шахтерская правда. – 2011. – 2 июня (№ 59). – С. 5.
11. Засадная, Н. Сороковые грозовые / Н. Засадная // Шахтерская правда. – 2011. – 10 марта (№ 25). – С. 5.
12. Засадная, Н. У самых истоков / Н. Засадная // Шахтерская правда. – 2011. – 24 февраля (№ 20). – С. 5.
13. Засадная, Н. Форпост земли Кузнецкой / Н. Засадная // Шахтерская правда. – 2013. – 24 января (№ 8). – С. 2, 3.
14. Засадная, Н. Шахтерские километры мужества / Н. Засадная // Шахтерская правда. – 2013. – 21 марта (№ 31). – С. 7.
15. Прокопьевск. История [видеозапись] - Электронные данные (4,01 Гб). - Прокопьевск: ТРК "27", 2011. - 1 цифровой диск с видеоданными (DVD-Video) : видео, 12 см., в пластиковом контейнере. - Загл. с этикетки диска. - Содерж. : Проект "Как это было". - Диск входит в комплект из двух дисков "Прокопьевск-80".
16. Книга памяти шахтеров Кузбасса. 1920-1940. 2001-2002. Т. 6 / Администрация Кемеровской области [и др.]; ред.кол. Ю. П. Киселев [и др.]. - Кемерово, 2002. - С. 89-111.
17. Кто имя дал славное городу: сборник статей по краеведению / сост. Т. С. Вегерова, О. Н. Люшицына, А. П. Рахманова. – Прокопьевск, 2011. – 86 с.
18. Медведев, В. Сказание о мятежном городе / В. Медведев. – Новосибирск: Сибирские огни, 2000. – 575 с.
19. Мой Прокопьевск. — Новосибирск: «Приобские ведомости». 2015. — 272 с., илл.
20. Никаноров, Д. Н. Прокопьевск – 60 лет / Д. Н. Никаноров, Л. И. Боймина. – Кемерово, 1977. – 14 с.
21. Прокопьевск: на рубеже веков / автор проекта и издатель В. Медведев. – Новосибирск: Сибирские огни; Прокопьевск: Пласт, 2002. – 383 с.
22. Прокопьевску. С любовью: 80-летнему юбилею города Прокопьевска посвящается / ред. коллегия С. Щепина и др. – Прокопьевск, 2011. – 49 с.
23. Шуранов, Н. Прокопьевск / Н. Шуранов. – Кемерово, 1964. – 112 с.
+7 (3846) 61-02-44
e-mail: cbs_prk@mail.ru